МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МПЦ-У

МПЦ-У – система микропроцессорной централизации, выполняющая все функции контроля и безопасного управления движением поездов на станциях и перегонах.

Реализует маршрутное и индивидуальное управление напольным оборудованием любого типа, удаленное управление маневровыми районами и парками, сопряжение с системами верхнего уровня.

В МПЦ-У интегрированы функции МАБ-У и МПАБ-У. Для контроля свободности участков пути могут применяться рельсовые цепи или системы счёта осей.

Принципы построения МПЦ-У позволяют реализовать:

  • разделение крупных станций на зоны управления (как постоянно действующие, так и сезонные);
  • выделение на станции с маневровой работой районов с функцией временного местного управления;
  • удаленное управление соседними станциями и путевыми постами.

Может применяться для построения МПЦ станций с параметрами:

  • количество стрелок до……………..256 шт.;
  • количество светофоров до………..256 шт.;
  • количество рельсовых цепей до…512 шт.




Основные функции МПЦ-У

  • контроль и управление процессами приема, отправления, пропуска, обгона поездов, маневровой работы на станции;
  • обеспечение безопасности движения поездов по маршрутам:
  • установка, размыкание и отмена маршрутов;
  • управление сигналами светофоров;
  • кодирование поездных маршрутов сигналами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС);
  • автоматическое размыкание маневровых маршрутов при угловых заездах;
  • включение пригласительного сигнала;
  • индивидуальный перевод и автовозврат остряков стрелок;
  • искусственное размыкание секций;
  • выключение стрелок и изолированных участков с сохранением пользования сигналами;
  • установка маршрута без открытия светофора;
  • сопряжение с переездной, пешеходной, тоннельной сигнализацией с индивидуальной выдержкой времени для каждого открываемого светофора;
  • индивидуальный отсчет выдержки времени для каждого отменяемого маршрута и размыкаемой секции;
  • отображение на АРМ дежурного по станции (ДСП) и АРМ электромеханика (ШН) достоверной информации о поездном положении и состоянии устройств СЦБ;
  • контроль системы электропитания;
  • протоколирование действий оперативного и обслуживающего персонала, архивирование всей полученной информации и формирование необходимых протоколов и отчетов;
  • проверка осознанности действий оператора при задании ответственных команд управления.







Видеокадр АРМ ДСП

Структура МПЦ-У

Модульная структура технических и программных средств обеспечивает применение МПЦ-У на крупных, средних и малых станциях. Системы различаются только числом объектных контроллеров, требуемых для подключения устройств СЦБ, и конфигурацией прикладного программного обеспечения. Аппаратура МПЦ-У может размещаться как централизованно, так и децентрализованно.



Функциональная схема МПЦ-У




Структура МПЦ-У

 



МПЦ-У на станции (релейное помещение)

 

К основным решениям по обеспечению функциональной безопасности и надежности МПЦ-У относятся:

  • трёхканальная структура безопасного центрального процессора, работающего по схеме «2oo3d» (мажорирование с диагностированием) с диверсификацией программного обеспечения. При отказе одного из каналов работа продолжается по схеме «2oo2d» (резервирование с диагностированием), а информация об ошибке фиксируется в базе данных. Неисправный модуль можно заменить и ввести в работу без остановки системы;
  • внутреннее резервирование объектных контроллеров, имеющих по два диверсных канала и работающих по схеме «2oo2d», причем обработка команд управления от трех каналов центрального процессора осуществляется по схеме «2oo3d» с реконфигурированием при отказе одного из каналов (2оо3d → 2оо2d);
  • одиночные дефекты аппаратных и программных средств не приводят к опасным отказам и обнаруживаются при рабочих или тестовых воздействиях;
  • соединение резервированным волоконно-оптическим кабелем по схеме «точка-точка» между каждым каналом центрального процессора и каждым контроллером ввода-вывода (отказ любого соединения не влияет на работу других соединений);
  • дублированное исполнение АРМ ДСП, возможность добавления дополнительных АРМ ДСП;
  • безопасность взаимодействия оператора и МПЦ-У:
  • невозможность создания опасной для движения поездов ситуации при неправильных действиях оператора во время работы в основном режиме управления;
  • четкая индикация действий оператора, а также проверка осознанности его действий во вспомогательном режиме управления (повторный запрос оператору и получение от него соответствующего ответа, подтвержденного нажатием специальной кнопки);
  • стратегия безопасного поведения при отказах (отказоустойчивость);
  • непрерывный контроль и диагностирование состояний устройств СЦБ и программно-технических средств МПЦ-У со сбором, обработкой, хранением и отображением информации на АРМ ШН.


Безопасный центральный процессор


Объектные контроллеры

Преимущества системы

  • высокий уровень безопасности, который соответствует как европейским (CENELEC, SIL4), так и национальным стандартам безопасности;

  • возможность построения систем централизации в соответствии со стандартами «пространства 1520» и европейскими стандартами обеспечения безопасности движения (ERTMS/ETCS);

  • киберзащищенность МПЦ-У, удовлетворяющая требованиям соответствующих стандартов ISO и IEC;

  • бесконтактное управление стрелками и сигналами с полным исключением релейных компонентов;

  • апробированные в МПЦ-У программно-технические средства являются основой для построения других систем (МАБ-У, МДЦ-У, МРЦ-У и др.), обеспечивая высокие показатели унификации, надежности и безопасности СЖАТ;

  • наличие всех необходимых интерфейсов для сопряжения с различными электрическими централизациями (ЭЦ), диспетчерскими централизациями (ДЦ), системами управления перевозками и др.;

  • применение системы автоматизированного проектирования при разработке и модификации прикладного программного обеспечения с защитой от несанкционированного доступа;

  • наличие системы единого времени, получающей сигналы точного времени от спутниковых систем навигации;

  • надежная защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений, коротких замыканий, импульсных перенапряжений;

  • отсутствие вентиляторов (как наиболее ненадежных элементов) для отвода тепла от электронных компонентов;

  • исполнение аппаратуры МПЦ-У, позволяющее размещать ее в транспортабельных модулях и эксплуатировать в широком диапазоне климатических условий.







Требования пожарной безопасности

1. МПЦ-У соответствует требованиям пожарной безопасности согласно СОУ 45.020-00034045-002, ГОСТ 12.1.004, НАПБ А.01.001.

2. МПЦ-У не является источником воспламенения, не распространяет и не поддерживает горение. Вероятность возникновения пожара в технических средствах МПЦ-У не превышает 1•10-6 за год согласно ГОСТ 12.1.004.

3. Неметаллические конструкции в составе технических средств МПЦ-У изготавливаются из трудногорючих нетоксичных материалов, без вредных веществ, способных повлиять на жизнь и здоровье обслуживающего персонала.

4. В используемых покупных изделиях во время перегрузок по току, коротких замыканиях или отказах не возникают источники возгорания. При поставке предоставляются все необходимые сертификаты на соответствие требованиям пожарной безопасности.

5. Используемые кабели не распространяют горение согласно ДСТУ 4809 и имеют необходимые подтверждающие документы.

Северодонецкое НПО "Импульс" – лидирующий в Украине разработчик, производитель и поставщик высоконадежных систем контроля и управления для атомной энергетики и железных дорог.